вторник, 26 августа 2008 г.

17 лет независимости: Государство заканчивает школу...

Независимой Украине - 17 лет. Ровесники нашего государства в этом году закончили школу и прошли через горнило первого всеобщего независимого тестирования. Свои экзамены сдает и молодое государство. Одни легко, другие - со скрипом, ведь учебников мало, преподаватели не лучшие, да и в целом - выпускной год получился очень напряженным…
Кризисная политология
К пониманию того факта, что Украину нужно учить именно кризисной политологии, преподаватели пришли не сразу. Изначально в Конституции была расписана стандартно-демократическая схема разделения ветвей власти. В течение длительного периода концепция не обсуждалась: большая часть власти была замкнута на Леониде Кучме, а о реформе только поговаривали. Но за последние годы число проектов изменений Основного закона стремительно растет, как и общая разбалансировка властных вертикалей и горизонталей. В выпускном классе Украине пришлось экстренно изучать основы работы с политическими кризисами, вводный курс которой она прослушало весной-летом 2007 года. Основными темами несколько неожиданно стали: "Функционирование государственной машины в условиях противостояния президента и правительства", "Издержки системы двойного подчинения региональных органов власти", "Юридические возможности давления на политических оппонентов (на примере Центральной избирательной комиссии и Конституционного суда)". Практику создания кризисов ученица усвоила на высочайшем уровне, но уровень даже теоретических знаний путей разрешения спорных ситуаций пока оставляет желать лучшего. Излишнее внимание, которое выпускница оказывает амбициям отдельных политических деятелей в ущерб стабильности всей системы, к сожалению, не позволило допустить ее к итоговому тестированию летом. Переэкзаменовка по кризисной политологии будет проведена ближе к осенней сессии, но уровень подготовленности лабораторного эксперимента не обнадеживает. Коалиция по-прежнему выглядит ограниченно дееспособной, информационная война между президентским и премьерским лагерями приобретает привкус абсурдности, а отсутствие четких перспектив конституционных изменений позволяет спекулировать на существующих и потенциальных противоречиях.
Теория парламентаризма
Половину баллов итоговой оценки по "Теории парламентаризма" государство получает за выполнение едва ли не сложнейшей контрольной работы за весь многолетний курс - "Внеочередные выборы-2007". После сравнительно успешного выполнения задания, ученице удалось создать условия для формирования поначалу идеологически однородного парламентского большинства. Но внутренние противоречия и подчеркнутая неучтенность интересов самой большой фракции - Партии регионов - привели к тому, что красивая концепция оказалась практически недееспособной. Минимальный численный перевес коалициантов поспособствовал тому, что принятие даже лоббируемых большинством решений оказалось максимально затрудненным. К тому же на работе ученицы в рамках этого курса значительно сказались неправильно усвоенные в предыдущие годы правила. Практика блокирования трибуны в 2007-2008 учебном году приобрела масштабы, позволяющие усомниться в успешности усвоения всего предмета. Тем не менее, качественное выполнение домашней работы по внеочередной сессии, позволяет надеяться, что в целом теория парламентаризма государством усваивается неплохо. А основные проблемы, которые возникают в ходе обучения, изучаются в курсе кризисной политологии (см. темы "Коалиционный состав как предмет политического торга" или "Кризисное партийное строительство в условиях внутреннего раскола политических сил").
Введение в геополитическую географию
Традиционно в старших классах заметное место в учебной программе занимает предмет "Введение в геополитическую географию" (углубленно изучается в высших учебных заведениях). В рамках школьных заданий государство усваивает курс хорошо. Проводится стандартная работа по евроинтеграции в рамках существующих программ, удается поддерживать максимально ровные отношения с большей частью иностранных государств, принимается посильное участие в мастер-классах - международных форумах с претензией на потенциальное региональное лидерство. В заканчивающемся учебном году Украине наконец-то удалось сдать старый "хвост" - присоединение к Всемирной торговой организации. А вот попытка досрочно сдать часть университетской программы НАТО-интеграции на выездном занятии в Бухаресте закончилась предсказуемой неудачей, но заверения стран Альянса, что ПДЧ Украине все-таки дадут, когда она немного повзрослеет, заставляет с оптимизмом смотреть в будущее. Хуже всего в рамках курса был усвоен практикум добрососедских отношений с агрессивным стратегическим партнером (на примере взаимоотношений с РФ), но во многом причина этому - непредсказуемое поведение напарницы по тренингу. В целом, следует отметить, что перед выпускницей открываются неплохие перспективы дальнейшего изучения геополитической географии по окончанию школы. В рамках университетской программы предстоит присоединиться к Плану действий относительно членства в НАТО, укрепить перспективы ассоциированного членства в Евросоюзе, определиться со своим участием в межгосударственных проектах СНГ. А пока государству необходимо выполнить стандартные домашние задания: провести комплекс необходимых реформ и организовать информационную кампанию по евро- и НАТО-просвещению населения.
Техника энергетической безопасности
Необходимость в изучении этого предмета, непосредственно связанного с предыдущим, остро встала несколько классов назад. Следует отметить, что обучение сопровождается постоянными изменениями в той части учебной программы, где фиксируется стоимость импортных энергоносителей (очередное изменение произошло в текущем учебном году - до 179,5 доллара за тысячу кубометров). Именно эта переменчивость не позволяет поставить государству итоговую оценку, поскольку очередной экзамен переносится ближе к зиме. Поскольку газ все равно будет дорожать, оценить предстоит: а) упорство государства при отстаивании удобного для него варианта постепенного подорожания "голубого топлива", а не по принципу - "сразу 300, нет - 400 долларов за тысячу "кубов"; б) работу над спецкурсами в рамках предмета. Среди последних выделяются: возможные - как аверс нефтепровода Одесса-Броды; желаемые - как разработка шельфа Черного моря (прим.: затруднена в связи с конфликтом правительства и кампании-разработчика); необходимые - как внедрение программы энергосбережения или сугубо гипотетические - как участие в строительстве альтернативных существующим газопроводов из Центральной Азии в Европу. Следует отметить, что на сегодня государство не получило зачет ни по одному из спецкурсов. Возможно, по давней ученической привычке откладывает на зиму.
Основы рыночной экономики
Рыночную модель Украина с попеременным успехом изучает давно. И хотя особые нарекания в связи с усвоением материала бывают не так уж часто (в основном они связаны с попытками "разрулить" кризисную ситуацию "руками"), в выпускном классе ученица столкнулась с рядом заметных проблем. Одной из главнейших справедливо считается заметный рост цен. Не внушающие оптимизм обстоятельства начала учебного года со временем становились все масштабнее: в период с января по июль Госкомстат зафиксировал инфляцию в 14,9 процентов. И хотя правительство, размахивая флагом июльской дефляции, рассчитывает выйти на конец года с 15-процентной инфляцией, на фоне сравнительного благополучия последних лет даже эти показатели выглядят более чем нерадостно. Кроме того, государство получает "незачет" по приватизационной программе - ни один из задекларированных крупным промышленных объектов "не дошел" до аукциона. Другие трудности в ассортименте: резкая ревальвация гривны и дальнейшее колебание курсов на фоне неотменяемой привязки национальной валюты к доллару, застой на строительном рынке, неподготовленность отдельных отраслей к росту цен на энергоносители. Частичным оправданием ученицы служат ряд не зависящих от ее воли общемировых тенденций, да и желание усовершенствоваться заслуживает похвалы. Но рыночной экономике выпускнице предстоит еще учиться и учиться. В высшем учебном заведении, надо полагать.
Социальная благотворительность
Выбор этого факультативного предмета зависит от конкретных политических пристрастий государства. Несмотря на то, что в целом принцип несколько противоречит базовым постулатам предыдущего курса, многие правительства сознательно идут на социальную ориентированность и политики, и, как следствие, государственного бюджета. В текущем учебном году ученица столкнулась с увеличением часов изучения факультатива. Кроме того, что в бюджет были заложены рост минимальной зарплаты и увеличение многих социальных выплат, правительство решилось на несколько неожиданный шаг. Ярким специальным проектом, который несколько не вписывается в базовую программу курса, стала новая схема компенсации "сгоревших" вкладов. И хотя украинские власти формально не обязаны расплачиваться за чужие грехи, выдача тысячи гривен в руки каждого вкладчика нашла понимание у избирателей. Развить тему проекта не удалось - вернуть вклады полностью не получится из-за краха приватизационных планов. Но таким образом государству удалось подтвердить свою ориентированность на "социалку" сознательно. А вот неожиданные преференции абитуриентам-льготникам, в пользу которых сыграла общая неподготовленность системы образования к новой схеме поступления в высшие учебные заведения, стали неожиданным прорывом в сфере социальной политики. И если выпускница захочет изучать подобный предмет в дальнейшем, ей придется существенно поработать над балансом между социальной ориентированностью и планами рыночного развития.
Основы национальной идентичности
Еще один факультативный предмет (который многие педагоги предлагают сделать одним из основных) сыграл неожиданно существенную роль в программе выпускного класса. Ряд открытых уроков, проведенных в рамках курса, вызвал серьезный ажиотаж не только в стране, но и за ее пределами. Разнообразие тематики: от "Роман Шухевич - герой Украины" до "Торжество украиноязычного дубляжа" - обеспечило пристальное внимание к внутренним делам Украины внешнеполитического ведомства Российской Федерации и спровоцировало несколько акций протеста на украинской территории. Несмотря на обвинения в ущемлении прав национальных меньшинств и переписывании стандартной истории, реализованные проекты смогли поспособствовать если не укреплению национального самосознания, то хотя большей комфортности жизни украинцев в Украине. И пусть отдельные проекты не лишены перегибов (чрезмерное внимание к Трипольской культуре или невнимание к неоднозначности отдельных исторических событий или личностей), предмет понемногу усваивается. Не исключено, что в университетской программе его роль возрастет.
Украинскому государству 17 лет, оно "закончило школу". И хотя аттестат у него далек от идеала, он открывает достойные перспективы для получения высшего образования. В ближайшие годы стране предстоит решить, в каком именно направлении она будет развиваться, какие "дисциплины" изучать, кем и с кем быть. А еще придется взрослеть и учиться уже в полной мере отвечать за свои поступки и промахи. Скоро "молодость демократии" перестанет быть индульгенцией, а грядущее политическое "совершеннолетие" обязывает ко многому.
Ксения Сокульская, Подробности

Комментариев нет: